Паттерн №5

Кружковая деятельность

Мини-музей «Русская изба» был создан на базе второго корпуса ГБДОУ №30 Приморского района по адресу: Комендантский проспект, д. 64 к.2, стр. Его организовывали специально для реализации общих задач программы образовательного учреждения по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Содержание нашего мини-музея позволяет педагогам познакомить детей с нашей историей, фольклором, природой, бытом и подлинными предметами старины.

 

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим

 

 

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа. К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Мы должны знать сами и знакомить детей.

Мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.

Поэтому у нас в детском саду создан мини-музей «Русская изба».

Какие цели и задачи мы ставили, создавая мини-музей:

  • Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.
  • Развивать воображение детей.
  • Обогощать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.
  • Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.

А началось всё с приобщения дошкольников к фольклору: песенкам, потешкам, загадкам, сказкам, играм. Во многих из них встречались непонятные малышам слова и выражения: горница, чугунок, лапти, крынка. Педагогам приходилось разъяснять их значения, опираясь на фотографии или картинки. Но этого оказалось недостаточно, и возникла мысль о демонстрации настоящих старинных предметов русского быта. Обратились с просьбой к родителям воспитанников, сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда и результата не пришлось долго ждать. Бабушки дарили вышитые полотенца и разноцветные домотканые половички. Дети вместе с родными отыскивали на заброшенных чердаках и в сараях старинные предметы, посуду и кухонную утварь. В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями и прошлым. Многие экспонаты для музея созданы руками педагогов нашего детского сада. А с каким чувством гордости, собственной значимости дети приносили в детский сад какой –либо экспонат. Так по крупицам стали появляться экспоненты музея. Выделили помещение и стали обставлять избу.

В избе есть и русская печь, и домашняя утварь: ухват, чугунки, люлька с младенцем, старинный утюг, самовар, глиняная посуда, стол с лавками и много разной утвари. Также в музее представлены все виды декоративно-прикладного искусства: гжель, хохлома, Городец, дымка. В избе стоит русская печь (имитация), на которой стоят чугунные горшки разных размеров, возле печки лежат дрова.

Предметы располагаются так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Невозможно детям на вербальном уровне объяснить значение давно вышедших из употребления слов. Только увиденное своими глазами, обыгранные в процессе игры вещи становятся значимыми и узнаваемыми. Экспонаты музея используются в театрализованной деятельности, развлечениях. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть.

Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, тема «Игрушки наших бабушек» поможет понять детям, чем играли наши предки, из чего делались игрушки. На базе мини-музея проводим развивающие познавательные занятия и развлечения. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда.

Занятия в музее ведет педагог дополнительного образования Симановская Екатерина Ивановна и музыкальный руководитель Пахомова Людмила Алексеевна. На занятиях педагоги знакомят детей с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными искусством. Весь материал детям преподносят в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятие, делает их более яркими, более запоминающимися.

Особый интерес у детей вызывает поставить ухватом чугунок в печку, покачать в люльке младенца, спеть ему колыбельную песенку. На занятиях в музее дети знакомятся с порядком размещения за столом, назначением кухонной утвари. Но самое главное, дети осваивают правило гостеприимства, которым славится русский народ: « Чем богаты — тем и рады», « Какова хозяйка — таков и стол».

Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это — неотъемлемая часть нашей культуры.

Мини — музей «Русская изба» помогает разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно- нравственное воспитание детей, расширить представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.

Здесь представлен также обширный материал из декоративных элементов. А для людей, которые глубоко интересуются историей своего народа, имеется методический материал: книги, конспекты, игры, аудио и видео пособия. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен и размеры числа предметов в музее невелики. Главное – мы достигли цели: создали общеразвивающее пространство — мини-музей. Он помогает вести большую работу по духовному и нравственному воспитанию, дал возможность творческой деятельности.

Нормативные документы:

Приказ о создании мини-музея «Русская изба»

Положение о мини-музее «Русская изба»

Рабочая программа

 

На наших занятиях дети знакомятся с гончарным ремеслом – с его различными техниками и жанрами, а также попробуют себя в качестве скульптора, гончара и художника.

Основная цель — приобщение к искусству, что позволит ребенку быть эрудированной и творческой личностью, а также формирование усидчивости и терпения, что очень важно для дальнейшей жизни. Занятия проходят в игровой форме. Мы учимся видеть в обычном комке глины зверя, игрушку или чашечку.

Фигурки проявляются, обретают красоту и детали. В процессе рождаются истории, в которых лисы никак не смогут обойтись без пушистых хвостиков, а ежики без иголок.

Создать в воображении образ, удержать его на протяжении занятия и получить готовое изделие – это очень важная задача, которой непросто научиться. Дети с большим удовольствием берут в свои ручки комочки глины, им просто интересно ее мять и разглаживать, а когда из этого что-то получается, например игрушка на новогоднюю елку, то это незабываемые впечатления и радость.

В процессе дети осваивают на различные способы лепки — из пласта глины, комка и жгутов. Чтобы ребенок лучше усвоил материал, занятия по лепке из глины чередуются с лепкой из пластилина, с отработанными на пластилине «колбасками» и «кружочками» справиться гораздо проще. Так удовольствия от процесса становится ещё больше, потому что результат намного превосходит первоначальный. На занятиях испытываются важные для детей эмоции « У меня получилось! Я сам!», гордость за свои успехи.

В процессе работы с глиной развивается моторика и координация рук, формируется образное и конструктивное мышление, глина способствует развитию речи ребёнка, фантазии, интереса к постижению нового, учит самостоятельности и усидчивости, воспитывает потребность доводить начатое до конца и много других важных навыков.

Из чего лепим?

Используем обычную, красную или белую глину, для лепки фигурок и небольших игрушек.

Чем красим?

Краски, которыми мы красим готовые изделия называются ангобы.

Это цветная глина, она состоит из глиняной основы и красящего пигмента, наносится на не полностью высохшее изделие, оно остается матовым после обжига, а бесцветная глазурь придает фигуркам блеск и усиливает яркость.

Ангобами удобно и безопасно работать детям.

Готовые работы после лепки сохнут несколько дней, а дальше покрываются ангобами, либо сразу обжигаются в муфельной печи с покрытием прозрачной глазурью. Через время дети получают из обжига свое керамическое изделие, которое с радостью показывают родителям и забирают домой.

 

Самым любимым занятием каждого ребенка является просмотр мультфильмов. Недаром дети знают больше героев любимых мультфильмов, чем героев книг и сказок.

А если попробовать сделать мультфильм самому? В нашем детском саду начинает работать мульт-студия! Пилотный запуск: дети из группы «Космонавты».

Мульт-студия будет создавать мультфильмы о нашем городе, чтобы знакомить детей и родителей с легендами нашего города.

Анимация с дошкольниками — это совместная деятельность педагогов и детей в силу возрастных особенностей. Есть разные виды мультипликации: анимация детских рисунков, кукольная анимация, пластилиновая, песочная и тп. В мульт-студии работают два педагога: педагог по ИЗО Смирнова В.В. работает вместе с детьми над персонажами и фонами будущих мультфильмов. Затем педагог помогает детям заснять и озвучить героев, а после этого осуществляет монтаж готового фильма.

Все результаты нашей работы будут выложены на нашем ютуб-канале и в группе VK.

«Царь Пётр и зайцы» группа Космонавты

 

«Чудеса над Невой» группа Космонавты

 

«Как зайчик Тишка искал себе друзей» группа Муми-Тролль

 

«Приключения мураввьишки в лесу» группа Муми-Тролль

 

WordPress Lessons